Интервью с Дмитрием Петровым (КОМФОРТЕЛ)

Источник: http://grinkod.spb.ru/

Дмитрий Петров - генеральный директор компании Комфортел. Организатор неформальных встреч операторов связи. В прошлом работал в таких компаниях как Ланк-Интернет, ЗАО "Компьютерные сети", ООО "Телеком Ресурс", ООО "Объединенные сети" (Oyster Telecom). С 2007 года возглавлял ООО "Ай Пипл" (iPipL). С 2010 года генеральный директор ООО "Комфортел".

Офис Комфортела, рабочая среда и корпоративные традиции, наверное, одни из лучших в городе среди телеком-компаний. Всё очень похоже на IT-компанию. Вы считаете себя IT-компанией или ещё нет?

С самого начала жизни Комфортел мы относились к людям, как к главному источнику роста и успеха компании. Именно поэтому мы похожи на ИТ-компанию, хоть ей и не являемся в полной мере, так как и у них люди – это главный ресурс производства. И не просто люди, а люди интеллектуальные и востребованные. Для таких надо создавать удобную и креативную трудовую среду. Мы постепенно становимся ИТ-компанией и развиваемся в этом направлении.

Чтобы оператору превратиться из "обычный трубы" в "умную трубу" какие услуги он должен предоставлять?

Мы пошли по пути создания продуктов в сфере бесключевого доступа, промышленного интернета вещей, инфраструктуры как сервис, речевой аналитики, распознавания лиц и т.д.

Настоящий связист за свою карьеру должен протянуть домосеть, организовать пиринг и построить дата-центр. Что из этого удалось?

Осталось только построить дата-центр :)

Уют-Телеком - провайдер для физ.лиц, дочерняя компания Комфортела. Насколько успешно это направление сегодня?

Это вполне успешное направление, активно набирающее обороты. Мы развиваем и усиливаем Уют-телеком и на сегодняшний день уже подключили чуть больше 4 тысяч домохозяйств. В планах до конца 2024 года подключить 40-45 тысяч домохозяйств.

Дмитрий Петров (Комфортел)

Мелкие и средние провайдеры не выживают в нынешних условиях. Можно ли сказать, что телеком бизнес - это бизнес крупных ребят?

Действительно, мелким операторам стало экономически заметно тяжелее сохранять рентабельность, но я бы не сказал, что они не выживают. Выживать вполне получается, но это теряет экономический смысл, мелкие и средние игроки просто уходят с рынка, продав свои активы. Телеком-бизнес – это бизнес умных и сильных ребят, а размер значения не имеет. Пора интернет-романтиков и сетевиков-энтузиастов давно прошла, выживают и развиваются только те, у кого сильная коммерция и маркетинг. Это нормально, рынок давно зашёл в стадию насыщения и правила игры поменялись.

О консолидации игроков рынка говорили ещё десять лет назад, и даже раньше. Но, несмотря на все проблемы в телекоме (порезы/воровство оборудования, недопуск операторов, Ленэнерго, канализация, «открытое небо»), операторы не торопились умирать. Можно ли сегодня утверждать, что закон Яровой реально добивает рынок?

Реализация «Пакета Яровой» станет катализатором ухода с рынка части игроков и консолидации рынка, сокращения числа и укрупнения игроков. Рынок останется конкурентным, на нём не останется, как в сотовой связи, только четыре игрока, а будут десятки компаний. Но основную часть рынка будут обслуживать крупнейшие игроки.

Поговорим о тарифах. За десятилетие минимальный тариф у провайдеров (без учёта абонемента) поднялся с 450 до 550 руб/мес. Не секрет, что большинство клиентов сидит на нём. Этой суммы достаточно для выживания бизнеса?

Для развития рынка важно, чтобы цены на услуги росли, так как рост самого рынка связи прекратился, инфляция год к году накапливается и повышение цен - это единственный способ для бизнеса сохранить способность развиваться. Текущий средний чек в 550₽ будет и дальше расти. В среднем в мире расходы на домашний интернет составляют от 1 до 1,5% от среднемесячного дохода жителя, а у нас он 0,85%. Для примера в Таллине этот показатель 1,5-1,6%.

Помимо ценника операторы поднимают скорости, минимальный тариф у топовых сетей начинается от 100 Мбит/с. Такие скорости кому-то реально нужны или их поднимают потому что могут?

Реальные потребности абонентов в скорости растут и будут расти дальше. В каждом доме несколько смартфонов, которые регулярно обновляют приложения и саму ОС. Есть пара ноутбуков или компьютеров, на которых стоят игры. Массово покупаются телевизоры с приложениями и работой через Интернет. Профиль потребления видео-контента меняется. Люди меньше смотрят ТВ-вещание и ходят в кино, а больше смотрят онлайн-кинотеатры, стриминговые сервисы и Youtube. Всё это вместе создаёт рост нагрузки на сеть. А ведь 4K телевизоры только начинают набирать популярность, за ними придут 8K. Количество людей, смотрящих видео через сеть, будет только расти, а качество видео будет только повышаться. Размер игр увеличивается, мощность смартфонов, а как следствие и размер приложений тоже. Так что 10 лет назад тариф в 100 Мбит был маркетинговым ходом, а сейчас насущная необходимость для современного дома.

Что такое качество услуг в телекоме? Если подозрение, что выживает не самый "качественный", а наиболее приспособленный.

Выживает самый живучий, а вот развивается самый способный. А способность к развитию она на стыке цены, качества и умения это продать.

На рынок ШПД для физ.лиц так и не пришли сотовые компании. Почему в лидерах ЭР-Телеком и Ростелеком, а не "Большая Тройка"?

Потому, что в проводной бизнес сотовики заходили на пике ажиотажа идеи конвергенции и повсеместного Triple Play. Как и с доткомами или биткойнами рынок слияний и поглощений в связи пережил Hype cycle и вышел на плато продуктивности. Так что дальше будут новые крупные сделки и поглощения крепких средних операторов крупными федеральными. Для быстрого развёртывания сетей 5G, майнинга BigData, а также для полного цикла обслуживания клиента сотовикам понадобятся проводные сети. Так что постепенно на рынке домашнего доступа в интернет станут лидерами те же компании, что и в сотовом сегменте.

Комфортел известен как организатор неформальных встреч связистов. В нулевых это был пейнтболл (PBX), в "десятых" годах - пивные тусовки (Beering). В следующем десятилетии не ожидается чего-то нового?

В 2020 мы возродим PaintBall eXchange, так как это прекрасная традиция и отличный способ корпоративного сплочения в соревнованиях, где участие принять могут дилетанты и любители. Ивенты Beering и BrainBeering мы так же будем проводить и дальше, менять их формат смысла нет, но есть что улучшить в мелочах. А вот из нового у нас уже 20 февраля стартует турнир по CS 1.6 среди ИТ-специалистов и ИТ-директоров. Мы устраивали экспедицию в дата-центр Infonet DC в Эстонию и в этом году в очередной раз повторим. Количество мероприятий от Комфортел в этом году существенно увеличится и появятся новые форматы. Готовим в апреле и мае IT winning (встречи под хорошее винишко), в июне совместное боление за сборную России на Евро 2020, Dragon Boat Race Day, турнир по кикеру, новогодняя ёлка, летний день семьи и т.д. и т.п.

Блиц вопросы.

Нужны услуги дата-центра, взять в России или за границей?

В России. Но если вы одеваете на ночь шапочку из фольги, то, конечно, за границей.

Появится в Петербурге ещё кто-нибудь с TIER III?

У нас до сих пор ни одного с Tier III не появилось, но обязательно появится.

А как же дата-центра Xelent? У них значок "Tier III Design".

Дизайн надо получать на проект, до того как дата-центр строишь. А они его получили после нескольких лет эксплуатации. Это маркетинговый ход. Но он им не помог — это первый дата-центр банкрот в моей памяти.

Дом.ру сможет опередить Ростелеком в Петербурге?

Нет, конечно.

Любимые бренды телеком оборудования (ТОП-3)?

Juniper, Aruba, Extreme

В каком году БЦ на Октябрьской наб. д.10 переименуют в "Комфортел"?

Именно этот БЦ, видимо, уже никогда. А какой-то другой до 2024 года - точно :)

Netflix или LostFilm?

ivi.ru

Светлое или тёмное?

Пшеничное!


19.02.2020

«