Тестирование SIP операторов: выбираем альтернативу домашней телефонии от Ростелекома в Петербурге.
У Вас есть что добавить? Пишите мне в гостевую или на мыло
Введение
Всё началось полтора года назад, когда мне прислал письмо "Северо-Западный Телеком" (Ростелеком) с предложением добровольно перейти на "Новую Телефонию" по оптическим линиям PON. Переход сопровождался целым рядом неудобств: сменой телефонного номера, протяжкой оптического кабеля в квартиру, установкой нового оборудования в прихожей и т.д. Без всякого сожаления я решил отказаться от услуг петербургского монополиста, т.к никаких дополнительных плюсов для меня они не несли. Но я прекрасно понимал, что на одном лишь сотовом телефоне долго не проболтаешь, надо было найти какую-нибудь альтернативу. Этой альтернативой выступила IP-телефония. Поиском подходящего SIP оператора для домашней телефонии я и решил заняться.
Рис.1. Письмо от Северо-Западного Телекома
В Интернете существует множество провайдеров IP-телефонии, но у большинства из них есть существенный недостаток - они не предоставляют прямой питерский номер. Телефония становилась как бы односторонняя, ты позвонить можешь, а тебе нет. Собеседник может перезвонить на сотовый номер, но в данном случае это не подходит. Поэтому главным параметром выбора было наличие номерной ёмкости в коде 812. Второй момент - провайдеронезависимая телефония, это когда оператор может предоставлять услугу по чужим линиям связи, т.е не обязательно, чтобы он был твоим Интернет-провайдером. Третий пункт - наличие безлимитных тарифов. В итоге я остановился на трёх операторах: ВестКолл (SIP-телефония), ЛАНК Телеком (МТСphone) и МТТ (YouMagic). Все компании - крупные и серьёзные операторы связи. Вероятность, что завтра они исчезнут вместе с моим будущим номером, стремится к нулю.
Рис.2. Siemens Gigaset C470 IP
Для иcпользования IP-телефонии я приобрёл SIP аппарат "Siemens Gigaset C470 IP" (3200 рублей в Юлмарте), на тот момент он показался мне самым интересным: беспроводная трубка, возможность вбить до шести SIP операторов (линий), LAN интерфейс, поддержка обычной медной телефонной линии (мне такая возможность была уже не нужна), записная книжка, громкая связь и т.д. Сейчас модель моего SIP телефона практически не встречается в продаже, но есть аналогичные телефоны, например, "Gigaset C595 IP".
Тарифы
Напомню, что SIP телефония должна полностью заменить мой домашний телефон. Для этого я подключил "Gigaset C470 IP" к домашнему роутеру (LAN интерфейс позволяет это сделать). Телефон теперь работает круглосуточно, и не зависит от компьютера. Тариф я выбрал "Безлимитный", такой был у меня раньше, у операторов они следующие:
Цены практически одинаковые, для сравнения - Ростелеком предлагал безлимитный тариф за 400 руб/месяц.
Настройки
Проблем с настройками не было, при подключении выдаётся адрес SIP домена, идентификатор, логин, пароль, и другие второстепенные параметры. Мне повезло, у ВестКолла и YouMagic на сайтах были подробные инструкции с картинками по настройке моего телефона "Siemens Gigaset C470 IP".
Рис.3. Настройки успешно произведены
Качество звонков
Теперь самое главное - проверяю как работает телефония, звоню на городские и сотовые Санкт-Петербурга с каждого оператора. У ВестКолла всё отлично, качество хорошее. Звонил на сотовые и городские телефоны, мне звонили на прямой номер с городских телефонов и с сотовых. Встроенный телефонный АОН всегда точно определял номер звонящего. У ЛАНКа такая же ситуация - придраться не к чему. А вот YouMagic подвёл, у данного оператора качество связи было отвратительное. Я достаточно опытный пользователь различных VoIP операторов, в том числе иностранных дискаунтеров, но такое плохое качество связи не припомню ни у кого. В трубке хрипение, качество явно хуже чем у ВестКолла и ЛАНКа, но и это ещё не самое ужасное. По вечерам в 21-22 ч. YouMagic просто переставал работать! На домашний телефон было не дозвониться, постоянные короткие гудки, с телефона позвонить так же не удавалось. Не знаю что это было, либо какие-то перегрузки на АТС у YouMagic, либо что-то ещё, но таким сервисом пользоваться нельзя. Я сперва подумал, что это у меня что-то неправильно работает, попробовал позвонить на соседние номера (458-09-хх), но и у них была такая же ситуация - короткие гудки.
Итог за качество: ВестКолл и ЛАНК - пятёрки, YouMagic - тройка с минусом.
Почему YouMagic так отвратительно работал? Может потому, что совсем недавно пришел в Петербург? Номера в коде 812 заработали в середине сентября. Или потому, что является в чистом виде Интернет-сервисом, на котором может зарегистрироваться любой желающий (не выдерживает нагрузок)? Не знаю, возможно в будущем он исправится, но сегодня использовать его как домашний телефон не советую.
Роуминг
Под роумингом я подразумеваю возможность взять телефонный номер с собой куда угодно, где есть Интернет (без привязки к определённому Интернет-провайдеру). Представьте ситуацию - вы уехали на дачу, в другой город, в другое государство, но ваш питерский номер всегда с вами. Звонки из Питера на него по-прежнему бесплатны (если у звонящего безлимитный тариф), и вы принимаете их тоже бесплатно, не платя никаких дополнительных расходов.
Без сюрпризов не обошлось, на этот раз свинью подложил ЛАНК. Видимо, после объединения с МТС они решили не развивать SIP телефонию. IP телефонией теперь можно пользоваться только с привязкой к фиксированному IP. Но как мы знаем, далеко не каждый провайдер раздаёт внешние IP адреса направо и налево, и совсем редкость, когда это делает провайдер беспроводного Интернета (я таких не встречал).
Имитировать роуминг решено с помощью беспроводных операторов: Мегафон (3G) и Yota (4G). В дополнение к ним использовался ноутбук + SIP программа "eyeBeam"
У ВестКолла и YouMagic роуминг заработал, а вот у ЛАНКа, по понятным причинам, нет. Качество связи тут напрямую зависит от качества беспроводного соединения, хорошее качество - хорошая связь, плохая связь - слышно кваканье. Но в целом общаться можно, канал Интернета загружался в диапазоне 25-100 кбит/с. Если у вас в роуминге будет полноценный проводной Интернет или Wi-Fi, то тут проблем быть не должно.
Межгород
Понятие межгорода у провайдероназависимой IP телефонии довольно условное. Если я пользуюсь зарубежным оператором, то звонки по Питеру тоже являются своеобразным межгородом. Родным городом/страной для оператора будет являться место расположения SIP сервера, а это может быть любой точкой планеты. В моём случае межгородом выступали звонки в другие города России. Качество таких звонков у всех тестируемых операторов оказалось хорошим.
Что касается направления звонков, то по личным наблюдениям абоненты всё меньше звонят на городские телефоны по межгороду, зачастую у родственников из других регионов есть мобильные телефоны и звонки идут на них. У IP-телефонии с этим всё просто, обычно есть единая цена на мобильные России. Выходит, что без разницы куда звонить - в соседнюю область или на другой конец страны. Например, у ВесКолла звонки на сотовые России обойдутся в 1,8 руб/мин, вполне демократичная цена.
Личный кабинет
Лицо SIP оператора - это его сайт и личный кабинет пользователя. У ВестКолла сайт информативный, у YouMagic простой и приятный. Из личных кабинетов мне больше всего понравился кабинет YouMagic, всё необходимое в нём есть.
Рис.4. Личный кабинет YouMagic
У ВестКолла личный кабинет довольно функциональный: записная книга контактов, переадресация вызовов с расширенными настройками, фильтрация номеров и отчёты по звонкам. Не хватает лишь информации о балансе и тарифе, но эти сведения можно узнать, позвонив по специальному телефону и прослушав автоинформатор.
Рис.5. Личный кабинет ВестКолла
У ЛАНКа личный кабинет скромнее, но основной функционал имеется.
Рис.6. Личный кабинет ЛАНКа
Оплата услуг
С этим проблем нет ни у кого, все три системы принимают к оплате:
1) Банковские карты (VISA, Mastercard)
2) Электронные деньги (Яндекс.деньги, Webmoney)
3) Платёжные терминалы (Киви, Элекснет, Киберплат и т.д.)
И другие способы оплаты (Сбербанк, розничные сети). ВестКолл и ЛАНК также можно оплачивать наличными в питерских офисах обслуживания клиентов.
Итоги
По итогам тестирования определился безоговорочный победитель - ВестКолл. Его можно использовать как полноценную домашнюю телефонию на замену городскому телефону от Ростелекома (бывший СЗТ). Единственный недостаток, который я смог заметить, это невозможность проверки баланса в личном кабинете, для этого необходимо звонить на автоинформатор.
У других операторов минусы куда более ощутимы:
YouMagic: качество связи заметно хромает, нет повремённых тарифов, ограничение(!) на безлимитном тарифе - 120 минут в сутки, далее по 0,74 руб/мин.
ЛАНК: привязка к фиксированному IP, как следствие не работает роуминг. Всего одна исходящая линия. Кстати, насчёт линий. У IP телефонии есть полезная функция - несколько исходящих линий одновременно (без дополнительной платы). Это довольно удобно, если один член семьи занял телефон, то другой может сделать исходящий звонок при наличии второго аппарата (трубки). Так вот, у ВестКолла и YouMagic по две исходящих линии, у ЛАНКа всего одна.
Напоследок про стоимость подключения к SIP телефонии: YouMagic - бесплатно, ВестКолл - 900 рублей, ЛАНК - 2400 рублей.
Выбор за вами, но могу сказать точно - у традиционной телефонии нет будущего, по цене и функционалу она всегда будет проигрывать. Переходите на новые технологии уже сегодня, станьте независимы. Не ждите, когда вас попросят это сделать насильно, как это было в моём случае.